Продолжаю публиковать материал по философии. Предыдущая запись – Философия, её смысл, функции и роль в жизни человека и общества.
Из этой статьи Вы сможете узнать о специфике философского знания, о том, что является предметом философии и какие существуют основные направления и методы философии.
Специфика философского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
- имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
- однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
- исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
- философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
- основным средством познания является человеческий разум – Логос;
- эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;
- философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).
Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чевовека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Предмет и методы философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытии).
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
- сущность бытия;
- происхождение бытия;
- материя (субстанция), ее формы;
- сознание, его происхождение и природа;
- взаимоотношение материи и сознания;
- бессознательное;
- человек, его сущность и существование;
- духовный мир человека;
- общество;
- общество и человек;
- природа;
- природа и общество;
- духовная сфера жизни общества;
- материально-экономическая сфера жизни общества;
- социальная сфера общества;
- общественно-экономические формации, цивилизации;
- перспективы человека, общества;
- экология, проблемы выживания;
- особенности познания;
- влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
- ограниченность и безграничность познания;
- движение;
- философские категории;
- диалектика и ее законы;
- иные вопросы.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
- диалектика,
- метафизика,
- догматизм,
- эклектика,
- софистика,
- герменевтика.
Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
- обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;
- статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
- материализм,
- идеализм,
- эмпиризм,
- рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).