Стартапы являются драйверами экономической активности. Они обеспечивают большую долю новых рабочих мест и вносят важный вклад в рост совокупной производительности. Поэтому понимание поведения на различных этапах этих, вновь создаваемых инновационных проектов, является ключом к разработке политики, направленной на повышение макроэкономических показателей.
Если рассматривать по отдельности, то у каждого стартапа неопределённая судьба в начале пути развития. Некоторые вырастают и становятся крупными, успешными компаниями, но подавляющее большинство, в конечном итоге, передают свою операционную деятельность более крупным корпорациям и фирмам, часто путём продажи доли в предприятии. В последние годы такие приобретения привлекли внимание как средств массовой информации, так и политиков. Такое положение особенно верно срабатывает в отношении высококонцентрированной отрасли технологического сектора.
Хотя такие действия часто мотивированы озабоченностью по поводу дальнейшего продвижения и развития на рынке, но регулирующие органы многих стран всё больше беспокоятся о влиянии таких поглощений (приобретений) на позитивное развитие самих инноваций. Недавние исследования подтверждают эти опасения. Например, исследования в фармацевтической промышленности показали, что некоторые приобретатели отказываются от исследовательских проектов, которые проводил приобретённый ими стартап, так как разработки пересекаются с их собственными. Более того, специалисты определили, что в подавляющем большинстве случаев, решения со стороны опережали по качеству те, которые уже начал внедрять приобретатель. Эти «убийственные приобретения» вполне могут оказать негативное влияние на совокупное инновационное развитие всей отрасли.
Тем не менее, приобретения могут иметь и некоторые положительные последствия. Многие отраслевые лоббисты утверждают, например, что перспектива поглощения является привлекательной стратегией ухода в другие новые разработки для предпринимателей. Если это так, то это обстоятельство может стимулировать активность стартапов и привести к созданию большего количества новых идей. Чтобы определить общий эффект от приобретения стартапов, директивным органам необходимо учитывать чистый баланс этих сил.
Модели изменения политики в отношении приобретения стартапов влияет на инновации и рост по трём параметрам:
- изменения доли стартапов;
- изменения процентной доли реализованных идей;
- изменения собственных уровней инноваций действующих компаний.
Что движет этими тремя маржинальными моделями?
- Во-первых, ограничения на приобретения снижают скорость создания новых инновационных разработок, поскольку они лишают прибыльной возможности продать многообещающую идею и получить часть ренты действующего оператора в качестве компенсации.
- Во-вторых, более низкая скорость стартапа увеличивает ценность того, чтобы быть устойчиво развивающейся действующей фирмой. Действительно, при меньшем количестве возникающих предприятий действующий оператор с меньшей вероятностью столкнется с угрозой для своего бизнеса или будет вынужден совершить дорогостоящее приобретение. Это повышение их ценности стимулирует сотрудников внедрять больше инноваций самостоятельно.
- Наконец, приобретения оказывают влияние на реализацию новой идеи. С одной стороны, действующие сотрудники могут быть более эффективными пользователями, чем создатели и/или изобретатели, например, потому, что у них больше клиентского опыта или капитала, либо они могут извлечь выгоду из сетевых эффектов уже выстроенной структуры реализации. У действующего бизнеса, как правило, уже есть развитая сеть реализации, им не надо тратиться дополнительно на создание подразделений бухгалтерского учёта, продающих менеджеров и пр. С другой стороны, как только происходит приобретение, действующие лица могут убить идею стартапа. Таким образом, общий эффект поглощений, на реализацию новых идей, остаётся пока неясен.
Существуют статистически подтверждённые данные из общемировой практики, что 4% технологических стартапов приобретаются в течение шести лет после их создания. Сравнивая данные о патентовании, принадлежащие поглощённым и не приобретённым вновь создаваемым бизнесам (но в остальном имеющие одни и те же наблюдаемые характеристики), исследователи обнаружили, что в среднем, приобретённые патенты имеют 22-процентное увеличение цитируемости после поглощения. То есть — всего одна пятая часть получила дальнейшее развитие. И это несмотря на то, что действующие лица имеют технологическое преимущество в реализации идей, которое перевешивает их стимулы для «убийства».
Но и тут не всё просто: хотя предельный эффект поглощений на долю реализованных стартап-идей положителен, увеличение существующей стоимости, за счёт ограничения таких покупок, приводит в общем равновесии к увеличению доли реализованных проектов (до 8 %).
В конечном счёте, этот последний эффект и, прежде всего, рост собственных инноваций действующих лиц перевешивают снижение скорости запуска внешних создаваемых предприятий в рамках одной отрасли.
Однако исследование показывает, что чистый эффект от приобретений зависит от контекста. В частности, в обстоятельствах или отраслях, где действующие лица имеют очень сильные преимущества в реализации, низкую способность выдвигать собственные идеи или высокую переговорную позицию, ограничение поглощений менее выгодно. В итоге, директивные и антимонопольные органы всегда должны оценивать особенности отдельных случаев или сфер бизнеса.